Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель

Головна » Це цікаво » Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель

К числу стойких убеждений относительно смысла античной духовности принадлежит и мнение, согласно которому античной, и прежде всего греческой, мысли не было знакомо понятие совести.

Подобную точку зрения в систематическом виде одним из первых изложил Фр. Цуккер, высказавший свои сомнения с академической основательностью и осторожностью. Смысл аргументов Фр. Цуккера вкратце таков: термин conscientia появился поздно и обозначал знание общеобязательных объективных норм, что отнюдь не подразумевало (во всяком случае, до начала новой эры) их внутреннего усвоения. Последнее, как полагал Фр. Цуккер, обязательно должно выражаться в угрызениях, связанных с расколом личности в результате эмоционального переживания. Отсутствие раскаяния, по мнению Фр. Цуккера, достаточно свидетельствует в пользу того, что внутреннее сознание было чуждо и незнакомо древним. В отечественной литературе точку зрения Фр. Цуккера развивает В. Н. Ярхо. Сходной позиции придерживается, по-видимому, и Г. Г. Майоров.

  Как сделать куклу «на потычке»

Нет нужды подчеркивать сложность поставленного вопроса, и совершенно очевидно, что здесь возможны и другие точки зрения. В первую очередь можно усомниться в правильности чисто терминологического подхода к проблеме. Г. Д. Банделадзе, выступивший по поводу статьи В. Н. Ярхо, резонно заметил, что становящаяся совесть не обязательно тут же должна найти выражение в понятии. Следует отметить и ряд других обстоятельств: 1) Фр. Цуккер, В. Н. Ярхо и даже Г. Д. Баиделадзе единодушно считают совесть чувством, феноменом, как выразился В. Н. Ярхо, «в огромной степени эмоциональным»; 2) Фр. Цуккер не скрывал, что эталоном для него является совесть в ее христианском понимании. Видимо, из этого же представления исходил и В. Н. Ярхо. Отсутствие такой совести они считали решающим доказательством отсутствия вообще всякой совести. Напротив, Г. Д. Банделадзе впал в противоположную крайность, будучи уверен, что 3) античное моральное сознание ничем особенным не отличалось от современного8. Мы намерены предложить ряд аргументов, которые, на наш взгляд, свидетельствуют против высказанной Фр. Цуккером точки зрения (с учетом других отмеченных нами обстоятельств). Но сразу же скажем, что наши соображения мы рассматриваем лишь как гипотезы, не претендующие на окончательное и однозначное решение этого сложного вопроса.

  Обереги для дому. Що означають лапті, черевики та валянок

Залишити коментар

Ваш email не публікується. Обовязкові поля позначені *

*