Творческое развитие составляет способ существования марксизма, а ядро его как развивающегося целого образует диалектика.
Вместе с тем это и самый «твердый орешек» для усвоения. Отнюдь не случайно, что он оказался камнем преткновения для многих последователей Маркса: не усвоив материалистическую диалектику, они восприняли лишь отдельные стороны его учения, но не марксизм как целое. В таком случае марксизм утрачивает эвристические свойства метода и превращается в совокупность готовых выводов, применение которых к меняющейся действительности редко бывает удачным.
Маркс и Энгельс яростно восставали против такого восприятия их учения.
Мысль Маркса выходила к новым горизонтам проблематики научного мировоззрения как цельного учения, однако его замыслам уже не суждено было осуществиться: болезни и утраты близких значительно сократили его жизнь.
Непреходящая заслуга В. И. Ленина заключается в том, что он с самого начала воспринял диалектику как революционную душу марксизма. И не только воспринял, но и блестяще применил и развил ее при исследовании и решении центральных теоретических и практических проблем новой исторической эпохи. Благодаря всеобъемлющему и революционизирующему творческому вкладу В. И. Ленина марксизм не только приобрел новую форму целостности, но и вступил в новую эпоху своего развития — возник марксизм-ленинизм.