В начале XIII века Париж представлял собой огромную строительную площадку. На тех местах, где еще недавно были болота, возникали кварталы, которые заселялись ремесленниками разных профессий. В это время складывалась цеховая организация ремесленного производства. Профессия каменщика становилась едва ли не наиболее уважаемой.
Трудоемкая постройка крепостных стен и башен началась в 1191 году и продолжалась более двадцати лет.
Горожане и крестьяне — и те, и другие понимали, что в условиях феодальных распрей только крепкие крепостные стены были способны защитить население от вражеских набегов и разорения.
В середине XIV века полукольцо стен на правом берегу, где находилась особенно быстро развивавшаяся торгово-ремесленная часть города, пришлось расширить и включить в них ряд предместий.
Новая стена начиналась от берега Сены, где сегодня начинается канал Сен-Мартен, и шла сначала по дуге к существующим и ныне воротам Сен-Дени (возведены позднее), затем круто сворачивала к Сене. Эту систему укреплений по концам фланкировали два укрепленных замка: Бастилия — в верхнем течении Сены, выше острова Сен-Луи, снесенная революционным ураганом в 1789 году, и Лувр — ниже острова Ситэ, позднее превратившийся в грандиозный и великолепный дворец.
Классицизм в Париже в XVIII веке
общие предпосылки, которые предопределили в XVIII веке утверждение классицизма и появление в Париже замечательных произведений, открывших новую эру в мировом зодчестве.
Знамением классицизма XVIII века в Париже стала церковь, посвященная покровительнице города св. Женевьеве. Автор проекта архитектор Жак-Жермен Суффло писал, что он хотел объединить в этом здании легкость классических конструкций с чистотой и величием греческой архитектуры. Проект разрабатывался в 1757 году, и строительство велось на месте старой готической церкви в аббатстве св. Женевьевы. Денежные затруднения, критика проекта со стороны противников Суффло и тесный участок, — все это затянуло работы, и храм был закончен лишь в 1790 году.
Часто можно слышать утверждение, что Суффло создал комбинацию из античного портика римского Пантеона, на который вознес римскую же постройку — Темпьетто — произведение великого зодчего эпохи Возрождения Д. Браманте. В этой излюбленной характеристике прекрасного сооружения есть большая доля истины. Надо только заметить, что здесь не простое сочетание, а слияние и творческая переработка образов, в результате чего появилось совершенно новое по художественному качеству произведение.